В последние недели украинские банки столкнулись с резким ростом атак мошенников на карточные счета граждан. Эти атаки, особенно зловещие в условиях военного времени, вызывают серьезные проблемы как у банков, так и пострадавших.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяИз отчета "Минфин" стало известно, что мошенники активно используют различные уловки: от поддельных сообщений о социальной помощи до обмана в социальных сетях и создания дубликатов SIM-карт для доступа к банковским приложениям.
Если раньше мошенники часто обманывали пожилых людей по телефону, теперь их методы становятся более изощренными.
Какие схемы используются?
Денис Гавриков, начальник управления транзакционных продуктов Юнекс Банка, говорит, что в последние месяцы особо популярной среди мошенников стала схема с "потерянной посылкой".
Они отправляют массовые сообщения, в которых говорят о том, что посылка не может быть доставлена из-за неправильного адреса. Под видом отправителей могут выступать фейковые компании, такие как "Почта Украины", DHL и другие международные операторы.
- В сообщении получателю предлагается перейти по ссылке для коррекции адреса.
- Подделанный сайт может выглядеть очень реалистично, но адресная строка часто содержит подозрительные символы.
- Далтше система просит ввести номер карты, срок действия и код CVV/CVC, а затем оплатить символическую сумму за пересылку, обычно около 10-20 грн.
"Мошенники токенизируют карту, добавляя ее в бумажник GooglePay или ApplePay. Для завершения операции им нужен пароль от банка, который они успешно получают, когда жертва вводит его в форму подтверждения платежа", – объяснил Гавриков.
После успешного мошенничества деньги часто быстро выводятся с карты.
Также мошенники ищут уязвимости в системах платежных операций, банковских продуктах и защите интернет-торговцев.
По словам Марии Ботвиниковой, начальницы управления операций с платежными карточками Ukrsibbank BNP Paribas Group, они часто используют украденные персональные данные для получения доступа к социальным сетям.
После этого они начинают обращаться к друзьям и знакомым жертвы с просьбами о финансовой помощи, чтобы украсть еще больше средств. К тому же в соцсетях все чаще встречаются фейковые сборы на ВСУ, лечение и переселение пострадавших от обстрелов.
Для тех, кто часто совершает онлайн-покупки или находится в незнакомой среде, риск стать жертвой мошенников выше. Например, при использовании незащищенных сетей Wi-Fi мошенники могут легко перехватить данные с карты.
Мошенники стараются создать у потенциальной жертвы чувство неотложности
Они могут утверждать, что:
- посылка будет уничтожена,
- аккаунт заблокирован,
- упуститься "прекрасное предложение", чтобы вынудить человека принять решение наспех.
Поэтому важно оставаться бдительными и не поддаваться на угрозы и давление.
Как защититься и что такое страховка от мошенников?
Евгений Рудь из A-Банка говорит, что в среднем удается сохранить и вернуть до 30% украденных средств пострадавшим, несмотря на то что в том же ПриватБанке эта цифра достигает 90%.
Екатерина Мащенко из Райффайзен Банка предложила ряд дополнительных мер безопасности для держателей карт:
- Заблокировать телефон паролем.
- Отключить вывод sms/Viber-сообщений (и других приложений, где приходят сообщения от банка) на заблокированный экран.
- Установить пароль для разблокировки SIM-карты.
- Избегать хранения данных карт, логина и пароля от онлайн-банкинга в мессенджерах, сообщениях или заметках на телефоне.
- Настроить двухфакторную аутентификацию для мессенджеров.
Для дополнительной защиты от мошенников некоторые банки предлагают страховку от мошенничества. Она может покрыть убытки даже в случае нарушения правил пользования счетом и передачи финансовой информации мошенникам.
Такая страховка может стоить от 20 до 30 гривен в месяц.
Однако стоит обратить внимание на условия рассмотрения заявок на выплату по таким страховкам. Часто они действуют только для тех, кто находится в Украине.
Пострадавшему необходимо лично подать заявление о воровстве в правоохранительные органы и предоставить копию этого документа банку, что может оказаться сложным для тех, кто временно за границей.
Напомним, никаких соцсетей до 14 лет: власть решилась на резонансный закон
Ранее мы писали про назад в будущее: TikTok разрабатывает приложение-конкурент Instagram для обмена фотографиями